1. Демографические процессы как составная часть социально – экономического и социокультурного развития современной государственности
Воспроизводство численности населения является одним из важных условий выживания всего человеческого рода. Демографические процессы – это составная часть социально - экономического и социокультурного развития современной государственности. Народонаселение образует материальную основу существования и деятельности любого общества. Поэтому демографические процессы не могут быть абстрагированы и течь пассивно от других сфер жизнедеятельности. Численность и состав населения, направленность демографических изменений определяют, в конечном счете, объем, структуру и динамику материального и духовного производства.
Для любой страны вопрос её демографического состояния крайне важен. Численность населения играет значимую роль в конкурентной борьбе государств, по данной характеристике определяют положение государства в мире.
В настоящее время в России достаточно остро стоит вопрос с демографией в связи с чем государство принимает меры для её повышения.
Для большинства субъектов Российской Федерации характерны существенное сокращение населения, компенсация которого происходит за счет миграционного прироста, низкая рождаемость, высокий уровень разводов и т.п.
Таким образом, демография носит всероссийский характер, т.е. население сокращается в общенациональном, а не в региональном масштабе; в значительной степени связана с этнической проблемой, затрагивает основной государствообразующий этнос русских; представляет собой долгосрочное явление; происходит под двойным давлением: низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности.
2. Основные направления демографического развития Воронежской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития на период до 2035 года
Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (Закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-ОЗ) в качестве одних из приоритетов государственной социально-экономической политики на территории Воронежской области на долгосрочную перспективу определяет демографическое развитие.
Стратегический анализ состояния внутренней и внешней среды Воронежской области, включавший использование инструментов экономико-статистического (в том числе, кластерного) и компаративного анализа, экспертных оценок, полученных в результате анкетирования разных групп стейкхолдеров регионального развития, выявил сильные и слабые стороны Воронежской области, основные угрозы и возможности, прогнозируемые в ее внешней среде.
В числе слабых сторон выделяется депопуляция населения Воронежской области.
Двадцать пять лет Воронежская область находится в режиме депопуляции, которая наступила намного раньше, чем по России в целом. Это связано с половозрастной структурой, которая существенно отличается от среднероссийской повышенной долей лиц пенсионного возраста - 28,5% (РФ - 25%). Средний возраст жителей области составляет 41,9 лет (РФ - 39,7 года), а доля женщин в репродуктивных возрастах в общей численности женщин - 42,9% (РФ - 44,6%).
В отличие от других субъектов РФ в Воронежской области нет ни одного муниципального района и городского округа с естественным приростом населения. Одна из причин убыли - неблагополучная, даже на общероссийском фоне ситуация в сфере рождаемости. Сохранение существующего крайне низкого уровня рождаемости неизбежно обрекает Воронежскую область на продолжение естественной убыли населения.
В среднесрочной перспективе на естественное движение населения будет оказывать влияние демографическая волна, возникшая в 80 - 90-е годы XX в. Основными рисками, препятствующими устойчивому демографическому развитию региона, станут: изменение половозрастной структуры населения, продолжающееся снижение репродуктивных установок из-за различных мотивов молодых людей и лиц среднего возраста, старение населения и усиление демографической нагрузки, крайне неравномерное развитие демографической ситуации в муниципальных районах и городских округах области.
Исходя из сложившейся в регионе демографической ситуации по направлению «Демографическое развитие» Стратегии социально-экономического развития на период до 2035 года ставится цель по повышению уровня рождаемости за счет решения следующих ключевых задач:
- внедрение механизмов финансовой и иной поддержки семей при рождении и (или) усыновлении детей;
- создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
- улучшение репродуктивного здоровья населения, применение вспомогательных репродуктивных технологий;
- обеспечение миграционного прироста в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Воронежской области.
3. Деструктивные факторы, влияющие на демографический потенциал
Для того, чтобы иметь возможность целенаправленно влиять на демографическое состояние в целом в стране и непосредственно в субъектах Российской Федерации, необходимо понимать причины депопуляции, так как она может привести к катастрофическому вымиранию населения России в недалеком будущем.
Существуют четыре фактора, обуславливающие ту или иную демографическую ситуацию:
- материальный;
- идейно-духовного состояния общества;
- цивилизованной идентичности государства;
- государственной политики в управлении демографическими процессами.
Данную четырехфакторную модель приводит Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования в работе «Государственная политика вывода России из демографического кризиса».
Причины низкой рождаемости, сформулированные в Указе Президента РФ, непосредственно касаются материальной неудовлетворенности граждан, которая не позволяет иметь несколько детей, а иногда и одного ребенка.
При этом совершенно очевидно, что семья является важнейшим элементом демографии. Каждый человек, рождаясь в семье, понимает ее ценность. Однако современные тенденции таковы, что постепенно иерархия семейных связей нарушается. Из-за нестабильности социально- экономического положения меняется эмоционально - психологический климат в семье, что является предпосылками, порождающими семейное (бытовое) насилие.
4. Семейное (бытовое) насилие как деструктивный фактор, влияющий на демографический потенциал.
4.1. Семейное (бытовое) насилие является одной из самых острых и распространенных социальных проблем, как в России, так и по всему миру, которое оказывает негативное влияние на демографическую составляющую. Ежегодно от рукоприкладства в доме погибают или получают увечья тысячи человек, большинство из которых женщины и дети.
Семейное (бытовое) насилие называют по-разному - домашнее, бытовое, семейное, партнерское, но у всех этих словосочетаний одно значение - насилие происходит между людьми, которые находятся в личных отношениях. В основном это супруги, партнеры или бывшие супруги, иные члены семьи, в том числе, дети. При этом важно отличать семейный конфликт, который носит разовый характер, от семейного насилия, которое носит регулярный или повторяющийся характер и происходит по одной и той же модели.
Это система поведения одного члена семьи в отношении другого, в основе которой лежат власть и контроль. По мнению психологов, оно не имеет под собой конкретной причины, кроме той, что один из партнеров стремится контролировать поведение и чувства другого и подавлять его как личность на разных уровнях.
Различают следующие виды семейного (бытового) насилия: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.
4.2. Причины возникновения семейного (бытового) насилия
Причины семейного (бытового) насилия очень разнообразны. Ниже приведены наиболее распространенные причины.
- пример родителей. Дети, опираясь на пример поведения своих родителей, начинают вести себя точно так же;
- родители часто подвергали насилию мужчину или женщину в детстве;
- патриархальный или матриархальный уклад семьи;
- полная уверенность в том, что личность, подвергающаяся насилию желает быть жертвой и не способна разорвать отношения;
- наличие зависимостей;
- низкая самооценка;
- повышенный уровень стресса, обусловленный экономическими и бытовыми неурядицами;
- желание причинить вред другому человеку;
- психопатия- расстройство личности, которое характеризуется неприятием социальных норм, повышенной агрессивностью, импульсивностью.
Внешними причинами семейного (бытового) насилия являются:
- распространение в обществе различного рода зависимостей;
- кризис морали и культуры;
- влияние СМИ, демонстрирующих сцены насилия над личностью, акты вандализма, садизма и др.
4.3. Этапы семейного (бытового) насилия
4.4.Статистика семейного (бытового) насилия в мире и России.
Статистика семейного (бытового) насилия в мире
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения 736 млн - это общее количество женщин, подвергшихся физическому и/или сексуализированному насилию со стороны интимного партнера либо сексуальному насилию со стороны другого лица хотя бы раз в жизни, из них более 640 млн (87%) женщин и девочек в возрасте от 15 лет пострадали от агрессивных действий со стороны партнеров.
В 98% отношений, в которых есть любой другой вид насилия, будет присутствовать и экономическое насилие. Так от 94 до 99% пострадавших от домашнего насилия испытали на себе разные формы экономического насилия, 60% из них потеряли работу в результате давления со стороны партнера.
95% мужчин, которые применяют физическое насилие, также применяют и психологическое.
Как правило, женщины, совершившие убийство партнера, на протяжении многих лет терпели угрозы, побои и унижения от него.
Мужчины, которые проявляют агрессию к женщинам, чаще всего также агрессивны по отношению и к детям.
Статистика семейного (бытового) насилия в России
В России, из общего количества женщин (77,1 млн) проживавших на 2019 год, пострадавших от семейного (бытового) насилия составило 16 млн человек, то есть каждая пятая. Этот показатель просчитан на основе данных отчета «Репродуктивное здоровье населения России 2011», подготовленного Росстатом при поддержке Фонда ООН в области народонаселения, а также отдела репродуктивного здоровья Центра по контролю и профилактике заболеваний.
24% россиян сталкивались с семейным (бытовым) насилием в ближайшем окружении, в том числе в собственной семье.
В 75% случаев в России от семейного (бытового) насилия страдают женщины. В браке этот показатель возрастает до 91%.
40% тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье.
Более 70% всех убийств женщин в России в 2020-2021 годах, согласно данным Консорциума женских неправительственных объединений, было совершено их партнерами и родственниками.
79% осужденных женщин по статье за умышленное убийство защищались от домашнего насилия, 3% российских мужчин, осужденных за превышение самообороны, защищались от своих партнерш.
В 2020 и 2021 годах значительно вырос уровень партнерского насилия, из общего числа погибших от домашнего насилия 92,5% и 92,8% соответственно были убиты партнерами.
Около 40% российских мужчин убеждены: если муж содержит жену, он приобретает над ней определенную власть. К примеру, может запретить ей ходить на работу или пользоваться банковскими картами без спроса.
Более 50% опрошенных женщин подтвердили, что сталкивались как минимум с одной формой экономического насилия в семье: начиная от постоянной надобности отчитываться перед мужем обо всех расходах и заканчивая угрозами со стороны супруга выгнать жену из дома и лишить денег.
4.5. Основы правового регулирования противодействию семейного (бытового) насилия в России.
В 75,9% стран есть закон против семейного (бытового) насилия. Юристы, специализирующиеся на защите прав женщин, отмечают, что это одно из самых частых совершаемых преступлений.
В настоящее время в России отсутствует специальный закон, направленный на профилактику и привлечение к ответственности за семейно-бытовое насилие. При этом, согласно результатам социологических опросов, 79% россиянок поддерживают принятие закона о противодействии такому насилию.
Ранее в России разрабатывался и вносился в Государственную Думу соответствующий законопроект, авторами которого в 2016 году стали депутат Государственной Думы С.Ш. Мурзабаева и член Совета Федерации А.В. Беляков.
Законопроект был отклонён по причине его нестыковки с уже существующим законодательством. Отдельные положения законопроекта противоречили Семейному Кодексу и Конституции Российской Федерации, а другие, по сути, дублировали уже существующее законодательство.
В указанной версии было представлено широкое толкование ключевого понятия: «Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия».
Вместе с тем, был принят Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», переводящий побои в семье, совершенных впервые, из уголовных преступлений в административные правонарушения. Теперь виновному грозит штраф, арест на 15 суток или 120 часов исправительных работ.
Административная ответственность распространяется только на первичные случаи домашнего насилия: второй и последующие случаи домашнего насилия по-прежнему квалифицируются как уголовные преступления.
В 2019 году была предпринята очередная попытка принятия закона.
В ноябре 2019 года на сайте Совета Федерации был опубликован законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в России, который должны были направить в Государственную Думу. Однако он так и не был внесен на рассмотрение парламента. Разработкой законопроекта занимались рабочие группы в Совете Федерации, Государственной Думе и Совете по правам человека. В состав группы Государственной Думы вошли бывшие депутаты Оксана Пушкина, Татьяна Касаева, Василина Кулиева. Также за принятие законопроекта выступала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В 2020 году она сообщала, что Совфед вернется к доработке проекта после окончания пандемии коронавируса. Позже член рабочей группы Cовета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова заявляла, что закон может быть принят в конце 2021 года или в начале 2022 года.
В апреле 2021 года Верховный Суд Российской Федерации предложил внести изменения в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и отказаться от частного обвинения. Благодаря такой поправке по делам о повторных побоях и причинении легкого вреда здоровью будет проводиться официальное расследование, а обвинение в суде будет поддерживать не сама потерпевшая, а прокурор.
Однако, на сегодняшний день соответствующие законодательные инициативы на этот счет в парламенте отсутствуют.
Российское законодательство не предусматривает отдельного состава преступления, связанного с насилием в семье. Более того, домашнее насилие не признается в качестве отягчающего обстоятельства при совершении какого-либо другого преступления. Законодательство Российской Федерации не содержит положений, усиливающих наказание за акты домашнего насилия, и не различает домашнее насилие и насилие, совершенное посторонними лицами.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за психологическое и экономическое насилие, продолжающееся в течение определенного периода времени.
4.6. Пути решения проблемы семейного (бытового) насилия в России.
В целях противодействия семейно-бытовому насилию в качестве альтернативы отсутствующему закону целесообразно рассмотреть комплекс следующих мер.
Главными глобальными направлениями противодействия семейному (бытовому) насилию на государственном уровне должны стать:
- борьба с бедностью;
- повышение уровня жизни населения;
- снижение показателей алкоголизма и безработицы путем возвращения принудительного лечения алкоголизма и наркозависимости, а также психических заболеваний;
- улучшение жилищных условий граждан;
- надлежащее соблюдение норм существующего законодательства. Так в рамках проведения процессуальных процедур, предусмотренных Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации, правоохранительным органам следует проводить расследование самостоятельно, а не возлагать на пострадавшее лицо сбор доказательств, поддержание обвинения, установление личности преступника, поиск свидетелей
Чтобы избежать повторной травматизации пострадавших, расследование должно проводиться властями быстро, тщательно, беспристрастно и с учетом гендерных особенностей: признавать различные риски и уязвимость женщин и девочек. Например, женщины по желанию должны общаться с сотрудницами женского пола и не должны пересказывать несколько раз обстоятельства случившегося.
Дать пострадавшей возможность отозвать жалобу, но рассматривать причины такого отзыва. Правоохранительные органы должны определить, требует ли серьезность нападений дальнейшего разбирательства. Например, если было покушение на убийство, виновный должен быть привлечен к ответственности в силу серьезности нападения.
Предусмотреть на этапе рассмотрения дел об административных правонарушениях защитные меры для пострадавшей для профилактики повторного поведения, такие как запрет приближаться к пострадавшей и преследовать ее; запрет контактировать с пострадавшей; обязательство агрессора временно покинуть место совместного жительства с пострадавшей (независимо от права собственности).
За однократное нарушение защитных мер должна быть введена административная ответственность, за многократное - уголовная.
Сопровождать основные направления противодействию семейному (бытовому) насилию должны профилактические мероприятия, направленные на:
- профилактику алкоголизма и наркомании как первопричин семейного насилия;
- профилактику семейно -бытового насилия за счет введения в штат полиции, в дополнение к участковым инспекторам, семейных психологов;
- введения активной практики профилактических бесед среди различных возрастных групп. В приложении к настоящему информационно-аналитическому материалу приведены памятки по алгоритму действий в случае опасений подвергнуться семейному (бытовому) насилию; алгоритмы по поведению в критической ситуации.
- внедрение практики профилактический учёта и профилактического контроля за правонарушителем;
- введение опросника оценки рисков домашнего насилия, который сотрудники правоохранительных органов и социальных служб могут использовать после обращения пострадавшего для оценки летальности риска, серьезности ситуации и риска повторного совершения насилия над ним.
- выдачу уполномоченным органом защитного предписания или судебного защитного предписания.
При этом субъектами профилактики семейно - бытового насилия могут быть органы власти федерального уровня (органы внутренних дел, министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, иные федеральные органы в пределах их компетенции), органы прокуратуры Российской Федерации и ее территориальные органы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социальной защиты, социально-ориентированные общественные объединения и иные некоммерческие организации, работающие в сфере профилактики семейно-бытового насилия.
Отдельным направлением должны стать просветительская и образовательная деятельность, в основе которой должна быть нетерпимость к семейному (бытовому) насилию:
- распространение информации об имеющихся правовых средствах защиты от домашнего насилия;
- поощрение заявлений о случаях домашнего насилия, а также вмешательства случайных свидетелей;
- создание образовательных и учебных программ в целях специальной подготовки государственных органов и служб (полиции, следователей, медиков, судей);
- разработка и применение специализированных психологических программ для пострадавших.
Создание и развитие инфраструктуры оказания помощи жертвам семейного (бытового) насилия:
- единой анонимной службы («горячей линии») по вопросам оказания поддержки пострадавшим
Справочно: Центром по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»* с 18 апреля 2024 года запущен проект по оказанию помощи русскоговорящим людям по всему миру независимо от гражданства и национальности. Суть проекта заключается в том, что, где бы не находился пострадавший, он сможет бесплатно обратиться за помощью в Центр. Психологи Центра поддержат нуждающихся в тяжелый момент, а группы поддержки помогут не чувствовать одиноко в сложившейся ситуации
* Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет» - ПРИЗНАН МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ, ВКЛЮЧЕН в СПИСОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ-ИНОАГЕНТОВ;
- создание единого стандарта центров поддержки;
- увеличение числа кризисных центров (пунктов, убежищ) для временного проживания лиц (взрослых и детей), оказания квалифицированной психологической, юридической и социальной помощи, помощи в социальной адаптации и реабилитации (при необходимости на протяжении длительного времени), в том числе на бесплатной основе, если доход пострадавшей ниже прожиточного уровня. Подобные центры могут быть созданы на базе медицинских учреждений, служб социальной защиты населения, церковных приходов, а также негосударственных организаций за счет внебюджетных источников.
В каждом населенном пункте должны быть созданы такие кризисные центры исходя из численности и контингента населения.
Справочно: в 2021 году в России насчитывалось примерно 185 негосударственных кризисных центров, куда могли обращаться пострадавшие, ставшие жертвой семейного (бытового) насилия;
Создание и развитие инфраструктуры оказания психолого – психотерапевтической помощи при посттравматическом стрессовом расстройстве участникам СВО
В целях получения оптимального эффекта от предлагаемых направлений деятельности необходимы:
- организация межведомственного взаимодействия. Правоохранительные органы, суды, социальные учреждения, медицинские организации, некоммерческие организации и иные структуры должны иметь возможность оперативно передавать друг другу информацию и получать общий доступ к базе со всеми сведениями в целях оказания оперативной помощи пострадавшим от семейного (бытового) насилия.
- создание интерактивной карты локаций, где возможно получение той или иной помощи пострадавшим от домашнего насилия.